Есть машина — нужен гараж. Есть гараж — нужны ворота! Какие? Если вы отвечаете на этот вопрос одним словом «надежные», то, значит, проблемой выбора вы еще не занимались. Ворот-то много!
Вариантов конструкции ворот действительно очень много. И разобраться со своими предпочтениями лучше до начала строительства гаража. Важно учесть его площадь и планировку, определиться с режимом эксплуатации, оценить территорию перед въездом. Очевидно, имеют значение строительный материал и конструктивные особенности постройки, а также габариты проема. Ведь если проем соответствует стандартам, принятым производителями ворот, а конструкции не требуют усиления, то удастся сэкономить.
Распашные ворота
Говорят, в таких воротах практически нечему ломаться. Конструкция их состоит из сварной коробки и двух створок, изготовленных из металлопроката и усиленных ребрами жесткости из стального уголка. Если ребер жесткости достаточно, петли и рама выдерживают вес створок, сварные соединения выполнены на совесть и установка в проем произведена грамотно — то да, «ломаться нечему».
Защитить металл от ржавчины можно окраской. Порошковое покрытие дороже, но коррозии сопротивляются лучше. Для удобства ворота можно оборудовать калиткой и снабдить электромеханическим приводом.
Подъемноповоротные
Полотно таких ворот представляет собой единую панель. Как правило, это стальная рама, обшитая с одной или двух сторон гофрированными металлическими листами. Если потянуть за нижний край, панель поднимается и разворачивается параллельно земле, затем ее надо задвинуть под потолок по специальным направляющим трекам. Движение обеспечивает шарнирно-рычажной механизм, снабженный пружинами и противовесами. В идеале физически открыть такие ворота не сложнее, чем разложить иной диван. Тем не менее, электропривод не помешает.
Полотно притягивается к проему достаточно плотно, однако само оно обычно не утеплено. Поэтому подъемно-поворотные ворота чаще всего устанавливают в неотапливаемых гаражах.
Секционные ворота
Представьте себе узкие горизонтальные сэнвич-панели (секции), которые при открывании перемещаются на роликах по направляющим: сначала вверх, а затем горизонтально под потолок. Между собой панели соединены шарнирными петлями и оснащены уплотнителями из модифицированного каучука. Это и есть секционные ворота. Другое название — «закатные». Причем существуют системы с боковым «закатом», где секции вертикальные, сдвигаются в сторону и размещаются вдоль примыкающей стены (нижняя направляющая при этом утоплена в пол).
Совет специалиста
Подъездной путь перед гаражом с распашными воротами должен быть удлинен минимум на ширину створки ворот, перед подъемно-поворотными — до 2/3 полотна (все зависит оттого, насколько щит выдвигается вперед при открывании). Подъемно-поворотные ворота также сокращают ширину проема на 18-20 см, высота при открывании уменьшается на 15-20 см. При расчетах к параметрам проема необходимо добавить притолоку над входом и простенки по бокам.
«Сэндвичи» прочные и утепленные: из оцинкованной стали с полимерным покрытием, заполнены вспененным полиуретаном. Герметичность примыкания к коробке по периметру обеспечивает резиновый уплотняющий профиль. Конструкция практически не продувается и хорошо держит тепло, благодаря чему идеально подходит для отапливаемых гаражей.
Роллеты
Роллетные (рулонные) ворота — те же рольставни, только гигантские. Полотно, собранное из алюминиевых или стальных ламелей шириной 70-140 мм, при открывании скользит по направляющим и наматывается на вал, установленный над проемом внутри приемного короба. Полиуретановая пена, которой заполняют ламели, не столько утепляет полотно, сколько придает ему жесткость, поэтому роллеты обычно устанавливают в неотапливаемых гаражах, в регионах с мягким климатом. Монтаж осуществляется как снаружи, так и с внутренней стороны проема. Однако, с точки зрения герметичности и взломостойкости конструкции, предпочтительнее последний вариант. Главное преимущество роллетных ворот — компактность в поднятом положении: их конструкция практически не «съедает» внутреннее пространство гаража.
Автоматическое открывание
Современные гаражные ворота и вручную открыть — много сил не потребуется. Однако делать это в непогоду не хочется. Хорошо, что сегодня любые системы можно оснастить электромеханическим приводом. Он состоит из электродвигателя, механизма трансмиссии и блока управления. Тип двигателя и мощность выбирают в зависимости от веса полотна и желаемой скорости открывания ворот. Для секционных и подъемно-поворотных обычно достаточно 200-500 Вт. К роллет-ным воротам подсоединяют «движок» до 2 кВт. На случай перебоев электроснабжения предусматривают батареи аварийного питания, а также механическое расцепляющее устройство. Оно поможет отсоединить ворота от электропривода, чтобы открыть и закрыть их вручную.
На заметкуКалитку врезают в полотна любых ворот, кроме рол-летных. Она увеличит стоимость ворот, но продлит срок их службы. Ведь чтобы вынести из гаража садовый инвентарь, выкатить велосипед или мотоцикл, не потребуется лишний раз нагружать механизм ворот.
Технология защиты
У секционных и подъемно-поворотных ворот механизм трансмиссии кроме подъема осуществляет функцию запирания. Вскрыть такие ворота, не повредив полотна, практически невозможно. При попытке силового проникновения механизм выходит из строя и полотно заклинивает в проеме.
При отсутствии электропривода ворота оснащают механическими запорными устройствами. Как правило, это самоза-пирающийся замок с особым механизмом секретности и напольной блокировкой. Сенсорные датчики контролируют обстановку возле гаража. Так, например, оптические сенсоры, встроенные в нижний уплотнитель полотна, следят за движением в проеме и, обнаружив препятствие, останавливают полотно. Еще больший уровень безопасности обеспечит пара фотоэлементов, установленных в проеме.