История создания этой конструкции проста. У моего товарища, с которым мы вместе летаем на мотопарапланах, есть надувная лодка и он любит путешествовать на ней по небольшим речушкам и озерам. Да вот незадача: подвесной лодочный мотор часто цепляет за дно на мелководье и постоянно наматывает на винт траву и водоросли. Вот и появилась у нас идея скрестить парамотор и надувную лодку.
Надо заметить, что «надувнушка» с мягким корпусом без соответствующей доработки не слишком располагает к монтажу на ней каких-либо дополнительных конструкций, поскольку не на что опереться Однако придумать кое-что все-таки можно. Самая прочная часть лодки - транец для ПЛМ. Кроме того, есть довольно крепкий вставной фанерный пайол, усиленный подбортовыми стрингерами Ну и, в конце концов. -сами надувные борта, обладающие в накаченном состоянии тоже некоторой жесткостью. К этим элементам мы и решили попробовать прикрепить силовую установку Moster 185 с двигателем мощностью 25 л.с. и воздушным винтом диаметром 1250 мм.
Как сделать аэролодку своими руками Для реализации задачи изготовили две рамы. Одна, основная, размещена на пайоле и посредством специальных бобышек защемляется между «полом» и надувными баллонами. Вторая рама служит основанием для крепления парамотора она устанавпивается на транец и дополнительно соединяется с нижней рамой. В целом получилась достаточно жесткая конструкция. Верхняя рама изготовлена из трубы 30x1.5 мм (сталь Aisi 304), нижняя - из труб Д16Т диаметрами 50. 40 и 32 мм
Как сделать аэролодку своими руками Кроме силовой установки, на лодке смонтированы аэродинамические рули, находящиеся за воздушным винтом. Управление осуществляется ногами. Нажимая на педали, размещенные на нижней раме, пилот при помощи тросовой проводки, которая проложена через роликовые блоки, поворачивает рули, и аэролодка изменяет траекторию движения Руки при этом остаются свободными, что позволяет на ходу заниматься фото- и видеосъемкой.
Оси рулей направления в верхней части закреплены за кольцо ограждения воздушного винта с помощью специальных быстросъемных кронштейнов, а снизу - в бобышках рамы мотоустановки. Лопасти рулей изготовлены из листового полиэтилена низкого давления, а их оси представляют собой трубки 010x1,0 мм.
Испытания показали, что ни мелководье. ни трава или водоросли, растущие на поверхности водоема, абсолютно не мешают движению. Аэролодка с легкостью выходит на глиссирование с пилотом, пассажиром на борту и грузом примерно в 30 кг А ее управляемость благодаря аэродинамическим рулям по ощущениям очень напоминает пилотирование самолета - буквально ощущаешь, как «цепляешься» за воздух! Кстати, рули показали достаточную эффективность даже на малых скоростях, поскольку они работают непосредственно в потоке создаваемом винтом. Тем не
менее, стоит заметить, что управление лодкой требует навыка и привыкания, поэтому не торопитесь сразу «давить на гашетку».
Как сделать аэролодку своими руками В целом же катание на аэролодке доставляет массу приятных эмоций. Возможно, не каждому понравится, что воздушный винт и двигатель издают сильный шум. особенно на разгоне, но нам он только в радость. При этом плюс нашей самоделки в том. что мотор легко снять и эксплуатировать по прямому назначению - для полетов с парапланом Впрочем, мы использовали его, потому что он у нас уже был.
В силовой установке можно применить и другой двигатель, изготовив под него соответствующую раму и ограждение воздушного винта Несложно адаптировать эту конструкцию и под другой доступный аэродвижитель и имеющийся тип судна. Однако, если есть выбор, рекомендую в качестве носителя использовать 3.5-метровую лодку - она будет удобнее нашей с точки зрения размещения экипажа и груза, а также более устойчива на скорости
Андрей ПОТОПТАЕВ, г. Тверь