При создании японских садов практически не применяются строгие линии, преобладающими цветами являются зеленый, серый, коричневый. Неотъемлемыми чертами -аскетизм и асимметрия композиции: ни один из предметов не должен быть равен по раз-меру другому и не может размещаться параллельно. На небольшом участке японский сад устраивается не для прогулки, а для пассивного созерцания с определенной точки. Поэтому он должен рассматриваться как единая живописная картина.
КАМНИ
Структуру сада создают камни и искусство их расстановки. Наибольшей популярностью у нас пользуются речная или озерная галька, гранит, кварцит, базальт, туф. Выбирайте камни неправильной необычной формы. Как правило, в композиции используется нечетное количество камней. Они устанавливаются на поверхность или частично зарываются в землю. Нужно создать иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни, лишь малая частьтого, что спрятано внутри. Поэтому используются следующие приемы: некоторые камни закапываются наклонно, под углом к поверхности земли;
- в землю закапываются самые неровные части камней;
- некоторые камни направляются длинными осями перпендикулярно тропинкам;
- камни располагаются асимметрично, чтобы добиться эффекта естественной природы; - со временем камни покрываются патиной,обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными;
- необходимо, чтобы каждый камень образовывал определенную «позу и «лицо» в общей композиции - убегал, догонял, опирался, поддерживал, лежал, стоял, смотрел вверх или вниз и т. д.;
- по степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней расставляются слева направо, так обычно скользит взгляд по картине.
ВОДА
Вода обязательно присуствует в японском саду. Но она не всегда настоящая. Часто ее заменяет засыпанная песком или мелким галечником площадка с вычерченными волнистыми линиями. Рисунок наносится деревянной доской с широкими зубьями и очень похож на подернутую рябью водную поверхность. Такой прием ландшафтной архитектуры называют сухим ландшафтом.
Берега водоема должны быть изрезаны и живописны: водном месте они могут спускаться к воде валунами, в другом - травами. В водоемах устраивают острова с различной растительностью, часто соединенные с берегом разнообразными мостиками в виде деревянных настилов или переходов из камней.
ТРОПИНКИ
Каменные тропинки -неотъемлемая часть японского сада. Мостить их можно с помощью натурального плоского камня, плитки или другого подходящего материала. Типичным материалом являются галька и мелкий булыжник. Дорожки делают извилистыми, т. к. многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создаютэффектпространства.
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ
В основном это мостики, скамеечки, изгороди, каменные фонари, башни, фонтанчики и вазы. Мостики делаются из камней, уложенных на дно водоема, или из бамбука над водой. Каменные фонари размешают в различных местах сада: возле водоемов, вдоль тропинок, возле мостиков. Количество и размер фонарей зависят от ваших предпочтений. Традиционный элемент японского сада -тсу-кубаи. Это каменная церемониальная чаша с водой в виде бочки высотой 20 - 30 см. Ее располагают на низкой ровной небольшой площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, а рядом устанавливают каменный фонарь.
Расположение малых архитектурных форм необходимо тщательно продумать, чтобы сад смотрелся гармонично.
РАСТЕНИЯ
В японском саду доминируетз еленый цвети часто используются вечнозеленые породы деревьев. Среди самых популярных - сосна,ель,хвойники, бамбук, злаки, камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники практически отсутствуют. Если в саду и есть яркие пятна, то они немногочисленны: хоста, астильба, пионы, ирис, куртина, лотосы, цветущая магнолия, мискантус, ардизия, бересклет. Для создания характерных форм желательно освоить искусство фигурной стрижки зеленых насаждений. Это поможет сохранять композицию неизменной в течение многих лет.
Растительные композиции создаются с расчетом на сезонный акцент: весной - розовая сакура и красные азалии, осенью - красные листья кленов и т. д. Также в саду учитывается и временной аспект - оставляются элементы, имитирующие отжившие деревья, пни, коряги, заросшие мхом.