Два самых важных направления в сфере ландшафтного дизайна - это благоустройство участка и создание сада. Эксперты подчеркивают, что это два разных направления, ответственное отношение к каждому из которых может гарантировать вам высокое качество ландшафтных работ и хороший результат.
НАЧАЛО
Исполнитель работ по озеленению и благоустройству территорий должен предоставить определенный комплект документов:
1. Общий план, где обозначено расположение всех элементов планировки, а именно: дорожки, подпорные стенки, водоемы, цветники, малые архитектурные формы.
2. Дендроплан участка (разбивочно-посадочный чертеж). Это подробный план посадок растений с указанием их названий, необходимого количества и схем посадки.
3. Калькуляция, сроки и последовательность выполнения работ.
4. Пояснительная записка (если требуется).
Кроме вышеперечисленных работ существует инженерная подготовка объекта к проведению работ по озеленению: создание дренажной системы, организация поверхностного стока, установка автоматического полива и системы освещения. Очень часто комплекс таких работ, включая мощение, проводит строительная фирма, и дизайнер, при планировании такого участка, оказывается связан по рукам и ногам. Естественно, что такие работы могут выполняться строительной организацией, но только после предварительного согласования плана расположения инженерных систем с ландшафтным дизайнером.
ОШИБКИ И ГАРМОНИЯ
Можно привести пример участка, предложенного для озеленения, с предварительным планом мощения и других инженерных систем, составленным строительной компанией.
В случае реализации этого плана озеленение участка потеряло бы смысл, так как «разрезание» его мощением на отдельные небольшие фрагменты лишает возможности создать целостную композицию и выделить основной объединяющий элемент (в данном случае роль такого элемента выполняет газон). Сократив площадь мощения и изменив в разумных пределах схему коммуникаций, удалось выделить композиционный центр (газон), который объединил все запланированные посадки:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСКУССТВО
Второе направление в работе ландшафтного дизайнера — создание сада. Здесь ведущее место занимает проект, на разработку которого обычно требуется не менее двух-трех месяцев. Если заказ на создание сада поступает в апреле-мае, то нужно четко объяснить заказчику, что можно, в лучшем случае, рассчитывать на озеленение.
Сад, по мнению американских ландшафтных архитекторов, — это, возможно, наивысшая, наиболее трудная форма искусства. Сад является результатом творческой деятельности специалистов в области архитектуры, биологии, почвоведения, агрохимии и инженерного дела. Сад задумывается как окружение, в котором пребывание человека должно быть гармонично связано как с природными, так и искусственно создаваемыми элементами ландшафта. Если такую связь удается установить, то она вызывает определенные положительные эмоции: радость, удовлетворение, покой, умиротворение, ощущение красоты. Иными словами, секрет хорошего сада кроется не только в его плане, но и в той ответной реакции, которую выполненная работа пробуждает у человека. Важно отметить, что красоту нельзя запланировать, она возникает лишь в том случае, когда гармоничны все взаимосвязи.
Основная задача при проектировании сада — это объединение разнообразных элементов в целостную объемно-пространственную композицию.
В такой композиции нет случайных элементов и связей, каждый элемент рассматривается не с точки зрения его собственной красоты, а, в первую очередь, как структурный элемент в общей логике построения. Целое управляется законами гармонии, отношениями между частями, а не отдельной частью, рассматриваемой самой по себе. Иными словами, порядок является основным эстетическим законом. Независимо от желания, т. е. подсознательно, визуальное восприятие композиции сводится к выявлению определенной упорядоченности. Только точная информация о характере окружения в виде четко выделенных объемов, геометрических фигур, логичных направлений, не конфликтующих цветовых сочетаний позволяет человеку свободно ориентироваться в пространстве, а следовательно, и чувствовать себя комфортно. Это утверждение основывается на объективных свойствах человеческого мозга находить в любой многокомпонентной структуре какую-либо систему, группировать подобные объекты в единое целое, то есть по возможности расчленить сложные образования на более простые.
ИНСТРУМЕНТЫ КРАСОТЫ
На основании этой концепции были сформулированы законы зрительного восприятия окружающего мира (закон завершения, продолжаемости, подобия и т.д.).
Эти законы являются своего рода инструментом при построении композиции. Знание и использование этих законов позволяет, в определенной степени, «увидеть» будущую композицию и понять те ощущения, которые она будет вызывать.
Поясним это на одном небольшом примере: закон направления движения говорит, что взгляд человека будет следовать в заданном направлении. Именно поэтому так гармонично сочетаются поверхность воды и плакучие формы растений. Ветви, склоненные к воде, заставляют взгляд человека двигаться в этом же направлении, объединяя два элемента в единое целое.
Работа по проектированию участка начинается с его разделения на функциональные зоны. Не следует забывать, что само здание, представляющее собой объем, наиболее выигрышно сморится, если оно окружено пространством. Если в этом пространстве необходимо выполнить посадки, они должны осуществляться по правилам построения фронтальной композиции. Такие композиции рассчитаны на статический обзор с какой-то определенной точки или при движении вдоль. Они должны иметь прямоугольную форму с развитой горизонтальной и вертикальной координатами при подчинении третьей координаты — глубинной. При выполнении этих условий композиция будет «принадлежать» дому и образовывать с ним единый ансамбль. При развитой глубине посадок, они, наоборот, приобретают самостоятельное значение, разрушая единство.
Проектируя остальные, функционально значимые пространства (зона отдыха, спортивная зона, въездная зона и т. д.,) важно придать им форму, соответствующую назначению. В зоне отдыха создается успокаивающая атмосфера, в ней должны отсутствовать формы, вызывающие чувство напряжения, раздражения, незащищенности. Не должно быть излишне яркого света, цветового конфликта, не желательны элементы с острыми углами. Спортивная зона, напротив, формируется как динамический объем, чтобы создать движение и действие. Здесь как раз необходимо использовать яркие цвета и необычные формы, зигзагообразные линии.
Проект предполагает решение еще очень многих задач, нет необходимости перечислять их все. Можно лишь еще раз проакцентировать, что, не имея знаний по архитектуре, искусству, биологии, агрохимии, невозможно создать даже просто «приемлемый» сад. Проект, умение его отстоять, объяснить, почему он сделан именно так, является характеристикой профессиональных качеств дизайнера. Недаром, чтобы стать членом Общества садовых дизайнеров Великобритании, необходима сдача экзамена по разработке проекта.