Техника гильоширование напоминает художественную вышивку на швейной машинке. С ее помощью можно выжечь красивые узоры на блузке, платье, украсить шарфы, банты для девочек, скатерти, занавески, воротнички. А инструментом для работы служит выжигатель по дереву, который можно купить в хозяйственном магазине.
Важно!
Выжигать можно только на искусственных синтетических тканях, таких как японский иди мокрый шелк, органза, кристалон, трикотаж, парча — они не плавятся и на изделии не остается черных точек.
Оборудование
Для работы использую люминисцентную лампу для подсветки, на каркасе которой сверху размещаю стекло. На него кладу кальку с рисунком, поверх — отрез основной ткани. Скрепляю два слоя в нескольких местах горячей иглой выжига-теля, чтобы ткань не скользила по бумаге. Следующим слоем кладу вырезанный элемент из контрастной ткани, который в дальнейшем фиксирую выжигателем (фото 1).
Кстати
Вначале рисунки покупала готовые. Потом научилась создавать их сама. Для этого беру (например, с обоев, с ситцевой или сатиновой ткани, с покрывала) понравившиеся элементы и симметрично отображаю или повторяю их в зависимости от задуманной композиции. Полученный результат перевожу фломастером на кальку, по которой потом работаю (фото 2).
Фигурное выжигание по ткани На заметку
Рабочую иглу в процессе выжигания тщательно очищаю от нагара. Для этого беру лист бумаги, складываю его вчетверо и периодически прокалываю иглой, счищая таким образом нагоревший материал. Еще использую маленький наждачный брусок для заточки игл (фото 3), так как они быстро тупятся о стекло. Сначала аккуратно подтачиваю одну сторону, затем вторую. При сильном нажатии игла может сломаться.
Советы мастера
Для начала освоения такой техники можно взять кусочек ткани, сложить вдвое и попробовать вырезать выжигателем кружки, квадраты, листочки или другие элементы.
Потренироваться наносить точки и штрихи. Затем перейти к выполнению простого изделия. Например, по рисунку вырезать контур, попробовать один кусочек ткани наплавить на другой точками или штрихами, а уже потом браться за более серьезное изделие.
При работе ткань удобно придерживать двумя пальцами — указательным и средним.
Для прочности соединения слоев ткани лучше указательным пальцем придавливать выжженные точки или штрихи.
Готовое изделие необходимо прогладить. Кладу его на мягкую ткать лицевой стороной вниз, покрыв сверху тонким ситцем, и тщательно проглаживаю не очень горячим утюгом.
Если необходимо постирать вещь, беру 3-х литровую банку, всыпаю в нее щепотку порошка, наливаю теплой воды и опускаю туда изделие. Закрываю и трясу ее. После такой процедуры достаю ткань и, придерживая за край, полощу под струей воды из крана. Даю время воде стечь и глажу. Выкручивать нельзя — изделие порвется.
При работе на белой ткани внимательно слежу за состоянием иглы. Нельзя слишком ее накаливать, иначе получится много черных точек.
Наплавление
Рисунок выжигается двумя способами — точечным на-плавлением и штрихами (не более 2 мм). Наношу их в зависимости от узора (фото 4,5)
Ажурные воротнички
Для начала рисую эскиз. Для этого складываю платье (блузу) вдоль пополам, фиксирую булавками горловину и, разложив на столе лист кальки или пергамента, очерчиваю форму. Далее рисую на свое усмотрение.
Затем укладываю кальку с рисунком на стекло, сверху — заготовку воротника, заранее вырезанную из ткани в два слоя. Соединяю их осторожно горячей иглой в нескольких местах, исключая скольжение. Продолжаю выжигание узора (фото 6).
Анна Муравцова, п. Тереховка Гомельской обл.
Фото автора