Как-то знакомый привез мне каркас старой конной телеги и попросил его восстановить, так как повозка ему необходима в хозяйстве. Осмотрев привезенную конструкцию, понял - большинство узлов нужно изготавливать заново. С удовольствием согласился помочь и взялся за работу.
■ Подготовил чертежи всей конструкции (см. рис. 1) и отдельных ее узлов (рис. 2) Заказал на пилораме березовые доски сечением 150x50 мм. Сложили их в штабель для просушки на всю зиму. В лесу заготовил березовые жерди диаметром не менее 80 мм и длиной 3-3,5 м. Всего потребовалось 15 шт. Привез их домой, ошкурил и сложил под навес сушиться.
Крестьянская телега своими руками Крестьянская телега своими руками ■ По чертежу изготовил две пары деревянных колес — передние d 600 мм и задние d 750 мм. Каждое окантовал металлической полосой. Из металлического прута изготовил переднюю ось, а к задней (осталась от старой повозки) приварил новые резьбовые концы и упорные кольца, собрал передний и задний мосты. Переднюю и заднюю грядки выпилил из березовой доски 50x150 мм, согласно эскизу (рис. 2) Парные детали сбил вместе на большие стальные гвозди, промазав кпеем ПBA предварительно просверленные отверстия. Разметил и просверлил перьевым сверлом d 30 мм по 6 отверстий под продольные жерди в верхней части каждой грядки.
■ Установил на опорную доску нижний опорно-поворотный диск. Разметил и просверлил отверстия d 11 мм под крепежные вертикальные шпильки и под болты кованых упоров.
■ Плотно затянул гайки и закрепил к оси на четыре стремянки через скобы-серьги (фото 1) К передней грядке прикрепил верхний опорно-поворотный диск и верхнюю накладную стальную пластину с ушками под крайние жерди. Все необходимые отверстия сверлил по месту.
■ По оси симметрии в грядке и опорной доске просверлил проходное отверстие d 15 мм для последующего шарнирного соединения болтом М 14x460 мм.
■ Заднюю грядку прикрепил к оси на короткие стремянки через скобы-серьги. Верхнюю накладную стальную полосу с ушками под крайние жерди прикрутил на два болта. Затем дополнительно притянул к оси длинными стремянками и центральным сквозным болтом М 10x390 мм. Колесные узлы готовы (фото 2).
Крестьянская телега своими руками ■ Из двух самых прямых и толстых жердей по чертежу изготовил оглобли длиной 2520 мм. Из остальных нарезал детали для телеги — 6 внутренних длиной 2420 мм d 45 мм и две крайние длиной 2520 мм d 55 мм.
■ Все готовые жерди вставил в соответствующие отверстия в грядках и напрессовал до плотной установки резиновой киянкой. Установил стальные кованые тяги от грядок к жердям (фото 3).
Дуга в конной упряжи
Дуга — это одна из основных деталей конной упряжи. Она служит амортизатором и нужна для того, чтобы держать гужи и не вредить спине и бокам лошади. Тем, кто решил самостоятельно смастерить этот элемент, предлагаю взять на вооружение несколько советов по его изготовлению.
■ Дуги имеют стандартный вид — полуизогнутое дерево. Их размер зависит от габаритов лошади и размера повозки. Для каждой лошади лучше изготавливать отдельные дуги.
■ Дуги нельзя делать из металла, так как лошади будет тяжело их везти, и они будут давить на упряжь. Необходимо использовать только дерево: ветлу или вяз. Вяз очень прочный, но ветла отличается легкостью, благодаря чему лошади легче тянуть повозку. Также можно взять березу, дуб или лещину.
■ Заготавливать древесину нужно весной, пока дерево не набрало много сока и осталось сухим после зимы. Из такого дерева делают кряжи (доски размером 200x50 см толщиной 8-12 см). Затем их раскалывают — это и будут заготовки для дуг. Также необходимо приобрести дужный станок для сгибания дерева.
Анатолий Матвейчук, г. Заводоуковск.
Фото