На меже заброшенных огородов, в зарослях крапивы, нечаянно обнаружил старую ось с парой кованых стальных колес - останки деревенской ручной тележки дождались своего часа. Откопанный и очищенный от земли и травы раритет принес домой и представил перед «домашней комиссией по реставрации». Было решено восстановить тележку-арбу до первозданного вида.
Подобные тележки ещё эксплуатировались во времена моего детства. Не у каждого хозяина было такое нужное транспортное средство! Несмотря на свою внешнюю простоту, тележка была рационально сконструирована. Кованые колёса большого диаметра (почти как у телеги) позволяли довольно легко перевозить мешки с картошкой и овощами, копну сена, дрова, домашний скарб. К тому же центр тяжести груза располагался над осью, что почти не требовало усилий на подьём груза, а лишь на его перемещение. Грузовая платформа располагалась довольно высоко над колёсами, поэтому подъём даже тяжёлых мешков на плечи осуществлялся с оптимальной высоты самим грузчиком, без посторонней помощи. Тележка отличалась хорошей манёвренностью, и её можно было как тянуть, так и толкать, в зависимости от дорожных условий.
За восстановление тележки взялся сын. а я был у него консультантом и помощником.
Сначала произвели реставрационные работы ходовой части. При помощи болгарки зачистили сварочные швы и срезали заржавевшие болты крепления.
Щёткой и наждачной бумагой убрали ржавчину и протерли всё растворителем. Все металлические детали покрасили в чёрный цвет - кузбасслаком.
Изготовление деревянных деталей проводилось под лозунгом - всё должно выглядеть как прежде!
Нашли настоящие старые жерди и лежалые широкие смолевые доски. Всё обстрогали со всех сторон и зашкурили. На ручках разметили и просверлили отверстия с углублениями ПОД головки новых болтов М10, для крепления их к опорным тягам-стойкам.
Доски, отпиленные с небольшим припуском, разложили на жердях с некоторым смещением их центра тяжести к задней части. Под геозди в досках предварительно сверлили отверстия, чтобы избежать их растрескивания при прибивании. Острые концы гвоздей, прошедшие насквозь, притупипи и загнули.
Поспедняя столярная операция - ровное отпиливание кромок досок настила по разметочным линиям.
Вопрос: красить настил или нет - оказался спорным: ведь в былые времена это вряд ли осуществляли. К тому же тележка выглядела эффектно и без покраски. Однако защитный слой современной, почти бесцветной пропитки, сделал изделие более ярким и долговечным - ведь круглый год она стоит под открытым небом.
Ныне на тележке не возим грузы, но она украшает сад и удивляет гостей перипетиями своей судьбы.
А. МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.