Стиль «готика» часто применяется в озеленении современных коттеджных поселков.
В своей практике ландшафтного дизайнера мне часто приходилось сталкиваться с тем, что по окончании строительства загородного дома на участке оставались горы мусора, изрытая колесами земля, поломанные деревья. Пытаясь навести хоть какой-то порядок вокруг дома, владельцы просто-напросто перепахивали участок. Элементарные мероприятия по озеленению на поверку сводились к приобретению на соседнем рынке черенков яблонь, вишен, слив, смородины и крыжовника.
В общем «типичные» садовые участки выглядели одинаковыми как «под копирку». А ведь в самом названии «индивидуальный садовый участок» кроется неповторимость не только дома, но и пространства вокруг него.
Расскажу, как обустроить и украсить приусадебный участок на свой вкус и своими силами. И здесь совершенно не важно, имеет ли этот участок площадь в несколько соток или в несколько гектаров. Декорируется прежде всего пространство вокруг дома. И стиль этого декора должен соответствовать стилю дизайна загородного дома, подчеркивать и дополнять его красоту. Поэтому не лишним будет вначале познакомиться с основными стилями ландшафтного дизайна, чтобы выбрать для себя наиболее подходящий.
Стиль «романтизм» — сочетание античных и готических элементов.
Землеустойство вокруг зданий и сооружений всегда относили к области архитектуры. Его обычно так и именовали — «ландшафтная архитектура». Многие архитекторы с мировым именем, создатели великолепных замков и дворцов не гнушались сочинением планов садов, цветников, фонтанов, дорожек. Действовали ли они самостоятельно или в сотрудничестве с садовниками, но всегда дизайн пространства подтягивался к дизайну здания. И чем ближе это пространство располагалось к зданию, тем больше оно отвечало его стилю.
Дворцы, загородные дома, виллы в эпоху феодализма и до нее строились по определенным правилам, канонам. В результате и в ландшафтном дизайне возникло строгое каноническое направление, называемое «архитектурным» или «регулярным», в разные временные периоды приведшее к появлению стилей «готика», «барокко», «ампир».
Стиль «барокко» в современном исполнении часто применяется при украшении зон отдыха. Основные акценты: небольшой пруд и беседка с купольной крышей.
Параллельно, хотя и с небольшим опозданием по времени у некоторых архитекторов возникло мнение о необходимости максимально сохранять окружающее пространство в девственном виде. Сделать это было трудно, так как о какой «девственности» можно говорить, если в леса, луга и поля приходит стройка.
Помогли художники-пейзажисты, сочинявшие пейзажи на своих полотнах. Архитекторы и садовники старались воплотить изображённое, что-то подправляя и приспосабливая к реалиям действительности. В результате появилось натуралистическое, пейзажное, не регулярное направление в садовом дизайне. Оно и привело к «английскому», «японскому», «восточному» стилям и впоследствии — к таким стилям, как «русская усадьба», «кантри», «натурель».
Стиль «натурель» — переход от регулярного стиля к пейзажному. Дом с ассиметричной крышей обсажен бесформенными деревьями и кустами, а дорожки обрамлены стриженными зелёными изгородями. Задача украшения участка решена при использовании минимального ассортимента растений.
Иногда, правда, наблюдалось смешивание архитектурного и пейзажного направлений, благодаря чему появились стили «романтизм», «рококо», «псевдоготика».
Развитие капитализма постепенно вело к упрощению стилей, минимализму. Так, если богатые, например, могли себе позволить тратиться на украшение интерьеров и окружающего виллу пространства, то люди со средним достатком довольствовались газоном, зелёной изгородью, литыми скамейками и фигурками гномиков и грибов. Бедное же население, если и имело какую-то землю, обычно разбивало на ней лишь огород. Но даже бедные люди тянулись к естественной красоте и украшали дома цветами.
Стиль «русская усадьба» — типичный тип пейзажного стиля. Здесь может использоваться огромное количество декоративных растений в свободном их сочетании. Свободный рост деревьев, кустов и цветов придаёт композиции некую неопрятность, которую можно охарактеризовать словом «буйство». Буйство форм и красочных цветовых пятен — основа русского приусадебного стиля.
Минимализм в архитектуре привёл к минимализму в ландшафтном дизайне. Современный архитектор, не обладая ни информацией, ни опытом того, как растения высаживать, как их содержать и как за ними ухаживать, не знает, какими они станут через несколько лет. Поэтому в его проекте можно увидеть обычно только участок свободной земли с обозначенными деревцами.
И так как озеленение зачастую проводят по «остаточному принципу», в сознании людей подспудно формируется мнение, что по газонам можно ездить, цветники затоптать, деревья спилить.
Стиль «романтизм» — некоторое возвращение к регулярному стилю, но в пейзажном исполнении. Стволы берез, конусы елей, строгая расписная ограда, классическая садовая статуя — вот часто применяемые элементы романтического стиля в современном исполнении.
К сожалению, подобное мнение продолжает бытовать даже в среде владельцев садовых и коттеджных участков. Мне, как биологу и ландшафтному дизайнеру, неоднократно приходилось сталкиваться с подтверждающими фактами того, что и здесь главенствует «остаточный принцип». Так хозяин участка сначала привлекает известную строительную фирму и возводит большой красивый дом, а затем высаживает на участке принесённые из леса деревья, неизвестно какие и у кого взятые плодовые деревья и кусты, засевает участок первой попавшейся газонной травой, которая на деле оказывается кормовой.
«Восточный стиль» — перенос лёгкого изящного рисунка индийского, китайского или японского пейзажей на нашу суровую почву. Используя в дизайне широкие крыши беседок с большими выносными карнизами, массивные деревянные конструкции, перекрещенные элементы ограды в сочетании с плакучими формами растений, с обильно цветущими растениями, с растениями с искривлёнными стеблями и ветвями, можно создать очень красивые композиции.
Я не ратую за то, что в землеустройство надо вбухивать огромные деньги, но и «халявой» здесь не обойдёшься. Обустроенный дом будет сочетаться с обустроенным участком, а необустроенный участок — с необустроенным домом. Это аксиома. Невозможно жить в красивом доме в окружении луж и хлюпающих дорожек, кривых кустов и перекошенных деревьев.
Стиль дома определяет стиль сада. С пониманием этого возникает потребность в знании, в опыте. А так как садоводство — одна из древнейших профессий, соответствующие знания о нём, как говорится, всасываются с молоком матери. Достаточно лишь взять в руки инструмент и эти знания воплотятся в жизнь.
Стиль «рококо» — одна из форм романтического стиля. В ландшафтном дизайне он выражается в виде завитков садовых дорожек, рисунков на газонах или стриженных в виде улиток окончаний зелёных изгородей.
Конечно, на первых этапах потребуется консультация профессионалов (биологов, садоводов). Но в результате на своём участке можно создать маленький шедевр. И всё равно, что это будет: регулярный цветник, хороший газон, террасы, обустроенный огород, красивый сад — это будет творение ваших рук.
С. Багов, кандидат с/х наук