Иной раз просто диву даешься - сколько нечисти слетается и сползается к нашим садам, чтобы заграбастать часть урожая. Да ладно бы еще покормиться, так ведь ничего живого после себя не оставляют. Добавьте многочисленные вирусы, и картина сложится совсем печальная.
200 ведер отборных яблок
Я не дачница, а жительница деревни с полувековым опытом садоводства и огородничества, с агрономическим образованием - мнила себя ходячей энциклопедией по работе с землей. Каково же было мое удивление, когда я познакомилась с «Дачей» и обнаружила, что есть мастера высшего пилотажа в этом деле покруче, чем я! Один ум хорошо, а несколько тысяч... (не нашла информации о тираже). Многим советам порадовалась от души. В общем, с того момента, как я впервые прочитала журнал, у вас стало на одного подписчика больше. И я подумала: может быть, и мой опыт кому-то покажется интересным? И решила написать.
В номере 19 за октябрь 2016 года прочитала письмо Р.А. Мяльдзиной «Хрен и чистотел против рака». У меня другая метода. Мне без малого 70 лет, в садоводстве я не новичок, у меня большой сад - одних только яблонь более полусотни, не считая всего прочего. Раньше рак деревьев не досаждал, но в последние годы принял масштабы стихийного бедствия. После того как погибло с десяток яблонь, я всерьез принялась искать управу на этого злодея, перечитала всю литературу, какую только смогла найти, разные способы опробовала. А ларчик просто открывался...
!!! Самым действенным оказался такой способ: развожу в воде золу до густоты сметаны и смазываю этой жидкой кашей поврежденный участок коры. Если помощь не запоздала, дерево удается спасти.
Главное - вовремя заметить и распознать болезнь. Если ветка уже усохла, то зола - это как мертвому припарка. Несколько яблонь удалось спасти. Теперь стараюсь почаще контролировать состояние плодовых деревьев, а то ведь так можно и весь сад потерять.
И еще: может быть, читателям покажется любопытным одно мое наблюдение. В соседних садах плодожорка губит значительную часть урожая, когда-то и мой сад не был исключением. Но шесть лет назад я завела кур. Теперь собираю урожай - до 200 ведер летних сортов яблок, которые перерабатываю разными способами. Не нахожу ни одного червивого даже среди падалицы! Благодарю за это своих курочек, которые самозабвенно роются под деревьями, что-то разыскивая в опавшей (и прошлогодней) листве. Не знаю, как это связано, но факт спасения урожая от плодожорки имеет место быть.
Кстати, не стало не только плодожорки, но и энцефалитного клеща. Деревня наша стоит среди леса. Случалось, я, работая в саду, до десятка клещей с себя снимала, а теперь (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!) вот уже шесть лет нет ни одного. Надо курочкам премию выдать чем-нибудь вкусненьким. Больше всего у меня они рыбку любят.
На следующий год на этот плодородный холмик высаживаю малину. А неудобья, где царят бурьяны да крапива, - вообще находка для малины. Крапива на бедных почвах не растет, она самим своим появлением сигналит: вот здесь земля плодородная! Я прямо в гуще крапивных зарослей делаю компостную кучу, крапива под ней гибнет, а малине - благодать!
И ничем я ее не балую. Просто обкашиваю траву и обкладываю со всех сторон - и мульча, и удобрение. Туда же - сорняки из огорода, порченые яблоки и т.п. Вот пока и все.
Татьяна Николаевна СМИРНОЗА.