Это уже третья моя самодельная модель плуга с электролебедкой. С учетом предыдущего опыта сделал ее по принципу «чем проще, тем надежнее» — из подручных материалов с наименьшими затратами.
Конструкция плуга (фото 1, рис.) состоит из 5 основных узлов.
Отвал. Вырезал его болгаркой из жести толщиной 2 мм (фото 2). Приварил лемех из рессоры от «Москвича». Согнул отвал по радиусу так, чтобы он своей передней частью подошел вплотную к передней части полевой доски (ПД), вырезанной из стального листа толщиной 3 мм. Приварил отвал к ПД внахлест с расчетом, чтобы его режущая часть оказалась ниже нее на 2-3 см. Из уголка 50x50 см вырезал полозок длиной 50 см. Прикрепил его болтом Мб с потайной головкой к ПД.
Стойка. Использовал профиль 20x40 мм. Снизу прикрепил одним болтом М8 одновременно к полозку и ПД, а вверху аналогичным болтом — к ПД с учетом того, что в этом месте можно регулировать угол наклона плуга. На конце полозка приварил отрезок трубки d 20 мм — распорку для отвала (фото 3). С помощью стойки, прикрепленной к дышлу, плуг можно опускать и подымать, тем самым регулируя глубину вспашки.
Дышло. Вместе с поперечной осью изготовил из водопроводной трубы й 42 мм. Коробку сцепки дышла со стойкой сварил из уголков от профиля 30x60 мм. При передвижении вверх-вниз она фиксируется на стойке шпилькой (гвоздем) в отверстиях, просверленных с интервалом 50 мм (фото 4).
Узел сцепки. Предназначен для передвижения дышла вдоль поперечной оси (фото 5) при регулировке ширины борозды. Рядом прикрепил скобу, через которую проходит тросик от электрической лебедки (фото 6). С помощью скобы регулирую усилие, необходимое для удержания плуга по ширине борозды (частично и по глубине).
По концам поперечной оси закреплены колеса из 2-мм жести. Одно плоское, второе в виде тарелки. Чтобы удобней было выгибать, по периметру круга делал прорези. Ступицы из кусков трубы d 20 мм усилил распорками из полосок металла шириной 20 мм (фото 7). Такими же полосками обшил обода колес, чтобы не проваливались в землю.
Чуть выше отвала привязал к стойке кусок проволоки d 4 мм. Протянул через отверстие в скобе на поперечной оси и согнул петлю на другом конце. Этот S-образный крючок служит для сцепления плуга с тросиком лебедки (фото 8).
Обычно при работе с лебедкой самой трудоемкой операцией является транспортировка плуга к новой борозде. С моей конструкцией весом менее 15 кг и с колесами это превращается в прогулку: приподнял за распорку и перекатил одной рукой в нужное место.
1-2 начальные борозды прохожу, прижимая плуг сверху, чтобы получить нужную глубину. После этого только контролирую процесс — плуг сам держит нужную ширину (прижимаясь выпуклым колесом к краю борозды) и глубину.
На заметку
В идеале S-образный крючок должен разгибаться, когда усилие лебедки значительно превышает рабочее — например, когда на пути плуга встречается большой камень. Это предотвратит перегорание мотора.