Мой МТЗ-05 пашет в прямом и переносном смыслах с 1991 года. Но рассказать хочу как использую его не по прямому назначению.
Понадобилось вывезти из леса 9 бревен длиной по 7 м (толщиной до 40 см в комле) на расстояние более 3 км. Эту проблему я решил с помощью мотоблока, соорудив на раме прицепа ПХ-05 конструкцию, аналогичную передку телеги (рис. 1-2). Теперь пользуюсь ею для перевозки неформатных грузов. Для изготовления мне понадобилось:
■ снять кузовные крепления (фиксируются 4 болтами);
■ вместо заводского шкворня смастерить самодельный узел;
■ сделать дышло, с помощью которого можно регулировать длину«поезда».
Подготовка к перевозке
Ставлю дышло на таком расстоянии, чтобы концы груза не доставали до земли. Кладу два самых длинных бревна: фиксирую их на шкворневом узле, продев в просверленные отверстия дугообразной опоры. Потом привязываю веревкой бревна к дышлу. Накладываю остальные, обвязываю в трех местах воз веревкой. Можно ехать. Данная конструкция обладает прочностью и гибкостью, поэтому позволяет передвигаться по ухабистой лесной дороге, не опасаясь деформации и нагрузки на скручивание.
Проволока и дышло не дают задним колесам отставать.
тяга к мотоблоку Рис. 1 Боковая проекция приспособления
1 — мотоблок, 2 — ящик-сиденье, 3 — рама прицепа (левое колесо условно не показано), 4 — груз, 5 — крепление груза к поворотной части, 6 — поворотная деталь шкворневого узла, 7 — фиксация к дышлу задних колес, 8 — продольная балка дышла, 9 — штыри, 10 — основание дышла, 11 — нижняя деталь шкворневого узла, 12 — уголки крепления, 13 — балка крепления колес прицепа, 14 — гибкая сцепка, 15 — зазор (необходим для преодоления впадин), 16 — жесткие колеса
тяга к мотоблоку Рис. 2 Конструктивная схема дышла 1 — проволока (соединяет шкворнь и дышло), 2 — продольная балка дышла, 3 — доска для крепления оси колес, 4 — ось, 5 — ограждающие штыри, 6 — болт крепления проволоки