Удобные для хождения полосы-дорожки представляют собой необходимый функциональный элемент любого приусадебного участка. По сути это своеобразный «скелет» территории, обеспечивающий связь и единство всех ее частей. А путь от калитки к дому - еще и одна из визитных карточек хозяев, которая даст возможность продемонстрировать их радушие и рачительность.
Важно только проложить дорожки именно там, где надо, и выполнить их надежно и основательно, не забывая при этом об эстетической привлекательности.
Толковая планировка
Строить планы по поводу расположения дорожек лучше всего еще при первоначальной разметке будущего приусадебного участка. Обозначив места для дома и дополнительных сооружений, следует пройтись по территории, отмечая при этом, какие направления наиболее удобны для передвижения, где лучше разместить беседку или скамейку и т. д.
Планируя основную дорожку от калитки к дому, нужно не забывать, что ее назначение - проложить человеку путь от одного места к другому. Звучит тривиально и очевидно, однако нередко эту дорожку делают чрезмерно извилистой или прокладывают вдоль периметра ограждения. В итоге рано или поздно все проживающие в доме люди вытаптывают прямой путь через траву на лужайке. Поэтому сразу нужно учесть, что путь от калитки до входной двери дома должен проходить по наиболее короткому маршруту. Исключение составляют те случаи, когда коттедж находится в глубине участка. Тогда можно рекомендовать выполнить дорожку в виде дуги. Это лишь немного увеличит расстояние при передвижении, зато участок будет выглядеть более эстетично. А вот маршруты, связывающие дом с хозяйственными сооружениями, нужно выполнять максимально прямо или с плавными, без острых углов поворотами.
В то же время не стоит бросаться в другую крайность, делая все тропинки прямыми, иначе у участка будет слишком официозный вид. Вспомогательные дорожки, не имеющие хозяйственного назначения, лучше сделать извивающимися. Они, например, могут огибать кустарники или цветники. Такие пути должны быть удобными, но вовсе не обязательно наиболее короткими.
При этом важно разумно рассчитать необходимое количество дорожек. Например, если с боковой стороны участка подряд расположены три дополнительные постройки, то не обязательно соединять их напрямую с домом. Слишком часто пути, делящие участок на небольшие фрагменты, визуально уменьшают его. В этом случае можно проложить дорожку по маршруту «дом - средняя постройка» и выполнить два ответвления.
При маршрутном планировании нужно учитывать и профиль участка. Например, если от ограды к коттеджу- есть спуск, то прямая дорожка - не лучший выбор, даже если она основная. В ненастье по ней к дому будет стекать вся вода. Здесь правильное решение - устройство ломаной линии.
Наконец, после планирования выполняют разбивку на местности. Для этого вбивают колья (на расстоянии 1,5-2,5 м на прямых участках, в 3-4 раза чаще в изгибах), на которых натягивают шнур или веревку.
Простая дорожка
Правильная геометрия
Планируя дорожки, нужно сразу определить их назначение и в зависимости от этого геометрические параметры. Так, основную дорожку лучше выполнить шириной в 1,5-1,8 м. Ведь по ней от калитки может одновременно идти 2-3 человека, а то и более. А такие размеры позволят им не только спокойно пройти, но и разминуться со встречными. Остальные прогулочные дороги могут иметь ширину в 1-1,4 м. Для технологических маршрутов, связывающих хозпостройки с домом, достаточно 0,8-1 м. Этого хватит для перемещения одного человека и передвижения садовой техники. Наконец, на второстепенных путях посреди газона можно проложить дорожку шириной 30-40 см, состоящую из ряда расположенных не всплошную материалов.
Следует помнить и об уклоне. Он должен составлять не более 10 %, в крайнем случае, на длинных участках - 12-14%. При этом покрытие дорожки должно иметь шероховатую поверхность, безопасную для ходьбы в дождливый период. Кроме того, покрытие следует выполнять с уклоном в 1,5-3 % от центра к краям для обеспечения стока воды на лужайки. Если по каким-либо соображениям это невозможно (например не позволяет рельеф участка), то минимальный уклон В 2 % можно выполнить в одну сторону.
Варианты мощения
Более всего не редко для исполнения главных маршрутов на местах применяют всевозможные искусственные вещества. При этом текущей дорожек приступают с земляных работ. Предварительно снимают грунт на глубину до 25-30 см, делая таким способом основание или ложе для будущего слоя. На дно укладывают гидроизоляционную покрытие либо геотекстиль. Эти укрывные материалы предотвращают осыпание и размывание тропинки, препятствуют прорастанию травки между частями мощения. Поверх этого покрытия изготовляют подложку. В зависимости от характеристик грунта и функционального предназначения маршрута она может быть разнообразной. В множестве вариантов довольно выгодно прессованной песчано-гравийной смеси. Если на участке рыхловатые грунты. Завершающий шаг - финишное покрытие. Практичный выбор - бетонная тротуарная плитка, изготовленная путем вибролитья либо вибропрессования. Материал сей стабилен к перепадам температуры, воздействию света и химически агрессивных веществ. При этом он предоставляет широкое поле для реализации дизайнерских задумок: имеются плитки всевозможных формы, толщины, цвета, создающие натуральные материалы и т. д. К тому же , плитку возможно выложить не только равномерными рядами, но и в виде декоративных рисунков, в частности .«плетенки», «елочки» и др. Стоит такой материал в зависимости от качества от 6о до 150 грн/м2. Увы, со временем он выгорает и теряет цвет.
Хорошее покрытие, долговечное, износостойкое и одновременно декоративное, обеспечивает природный камень - песчаник (40-200 грн/м2). Прочный, надежный и эстетически привлекательный материал - клинкерный кирпич. Однако он недешев (от 150 грн/м2). Выгодный вариант -использование для покрытия второстепенных дорожек битого кирпича, оставшегося при строительстве. Обломки при этом лучше раскладывать хаотически, так как неправильная их форма все равно не сможет обеспечить равномерную сетку покрытия. Главное, чтобы ровными были края дорожки. Для этого берут большие части кирпичей и укладывают их ровной стороной наружу. Пустое пространство между ними заполняют сухой цементно-песчаной смесью (в соотношении 1:4 или 1:3), после чего дорожку поливают водой.
Как песчаник, так и другие виды натурального камня, а также обломки кирпича, можно расположить не густо, в ряд, а на расстоянии друг от друга, под средний человеческий шаг. Этот вид дорожек называется «звериный след» и используется в качестве дополнительных, обычно по кратчайшим направлениям через лужайку.
Просто и со вкусом
Второстепенные дорожки в устройстве проще. Бетонное основание здесь однозначно не требуется. В выбранном направлении выкапывают фунт на глубину не более 15-20 см, застилают его укрывным материалов и засыпают слоем песка толщиной порядка 10-15 см. После этого можно уложить практически любой материал. Например, гравий или гальку. Обойдется такое покрытие примерно в 20-40 грн/м2. Следует проследить, чтобы камни были не очень велики, иначе по ним будет неудобно ходить. Под конец покрытие тщательно утрамбовывают при помощи катка или любого тяжелого предмета прямоугольной или цилиндрической формы.
Можно также сделать тропинки из сыпучих материалов, например кирпичной или каменной крошки, опилок. При этом также выкапывают ложе глубиной порядка 15 см, засыпают в него смесь выбранного материала с глиной на высоту около ю см и заливают водой. После чего насыпают второй слой уже без глины, снова заливают водой и утрамбовывают. Для увеличения прочности покрытия можно в качестве первого слоя подложки засыпать щебень на высоту до 5 см.
Кстати, подобные дорожки лучше выполнять не прямой, а извилистой формы - так они будут более органично смотреться. Обычно это делают в тыльной части участка.
Монолитное покрытие
Главные дорожки с высокой планируемой нагрузкой (например тротуар вдоль наружной стороны забора, путь от калитки к дому, подъездную дорогу к гаражу) можно устроить из асфальта. Лучше для этого использовать горячий вариант: он дороже холодного, но гораздо более долговечен. Асфальтовую смесь раскладывают на высоту 4 см поверх подложки, выполненной из песка (толщина слоя 10 см) и гравия (10-15 см), после чего ровняют при помощи катка.
Вместо асфальта можно использовать бетонную смесь из одной части цемента, двух-трех частей крупнозернистого песка и трех частей щебня. На площадке у гаража дополнительно следует выполнить армирование бетона стальными прутьями толщиной 5-10 мм или аналогичной сеткой с ячейками не более 150 х 150 мм. Такое покрытие потребует затрат порядка 50-70 грн/м2.
Дерево под ногами
Особо привлекательно выглядят дорожки из дерева. Этот материал в любом виде сохраняет в себе природную теплоту, несет чувство уюта и комфорта. Чаще всего так выполняют тропинки, которые несут чисто эстетическую нагрузку и предназначены только для периодических прогулок. В этом случае применяют старые шпалы, доски, части деревянных поддонов и т. д., которые просто заглубляют в землю. Важно, чтобы дерево было прочным, с ровными краями. Еще один довольно популярный вариант - использование поперечных спилов круглых бревен. В готовом виде дорожка будто бы состоит из ряда спиленных под уровень грунта пеньков. Конечно, дерево не сравнится в своей долговечности с каменными или бетонными материалами. И все же одна-две тропки, выполненные таким методом, придадут участку особый колорит.
Для создания более прочных и долговечных тропинок такие дорожки тоже нужно укладывать на основу. Выравнивают площадку, укладывают на расстоянии друг от друга бетонные плиты или кирпичи, а поверх них стелют деревянные лаги ици металлические профили. Такая значительная подготовка нужна не только для надежной опоры, но и для того, чтобы дерево лучше проветривалось и дольше служило. Для защиты древесину покрывают антисептиками или отработанным машинным маслом. В продаже есть и так называемое термодерево из ясеня, бука или сосны (200-400 грн/м2). Обработанное в специальной камере путем высокотемпературного нагревания, оно сохраняет экологическую чистоту, при этом прибавляет к своим качествам стойкость к воздействию осадков и гниению.
Ступени на участке
Если уклон территории составляет более 12-14 % но не превышает 30 %, на пешеходной дорожке требуется устройство ступеней. Выполняют их из песчаника, кирпича, деревянных досок и т. д. Используют и вырезанные из бревен диски. В случае применения древесины ее желательно обернуть тонкой декоративной проволочной сеткой. Это позволит избежать падений во время дождя, когда гладкая древесина может стать скользкой. С эстетической точки зрения желательно, чтобы и дорожка, и ступени были устроены из одного и того же материала. Если такой возможности нет, применяют дополняющие друг друга материалы. Например, гравий и камень.
Технология устройства при этом схожа с описанной выше: выкапывают ложе по форме ступени, заполняют подосновой и затем укладывают покрытие. Надо только учитывать, что ширина каждой ступени должна находиться в диапазоне от 30 см до 50 см, а высота - лежать в пределах 15-20 см. Тогда передвигаться будет удобно людям с любыми ростом и размером ноги. Каждую ступень следует наклонить на угол 2-3° для обеспечения стока воды во время осадков.
Планируя маршруты, следует учитывать, что через каждые 5-8 ступеней желательно выполнить горизонтальную площадку. Это полезно с эстетической точки зрения, а пожилым людям даст возможность для передышки.
Если наклон ступенчатого марша превышает 30 %, то его нужно оградить перилами высотой порядка 8о см (на уровне руки взрослого человека). Наконец, когда в доме есть маленькие дети, нелишним будет и второй ярус перил, в 30-40 см от земли.