Кто-то скажет: вот уж придумал, тротуарная плитка - слишком дорогое удовольствие для дачника, который обычно умеет считать деньги! Да, соглашусь. К сожалению, имеющаяся в продаже заводская плитка размером 6x50x50 см весьма недешева и изготавливается только двух цветов - серого и красного. Для создания на участке своеобразной «дорожной сети» плитки потребуется много, и все дело выльется в кругленькую сумму. Что же, отказаться от мечты? Не тут-то было. Я решил сделать попытку и изготовить плитку сам.
Попытка оказалась успешной, а самодельная плитка обошлась в 4-5 раз дешевле покупной. Технология следующая: на щит размером 60x60 см из неструганых досок прибиваются бортики из бруска 40x40 мм с контролем углов таким образом, чтобы образовался квадрат 50x50 см. К бокам прибиваются ручки.
Перед заполнением получившейся конструкции бетоном ее надо «выставить», т.е. форма должна занимать горизонтальное положение. На бортики кладется доска, а на доску - уровень, эту операцию надо производить вдоль и поперек формы.
В моей практике форма заполняется тремя небольшими замесами с уплотнением каждого слоя. В тазик насыпается 3 емкости крупнозернистого песка и одна емкость цемента, цемент слегка уплотняется. Размер емкости - 1,2 литра. Песок с цементом перемешиваются широкой садовой лопатой до полной однородности смеси, потом наливается вода (примерно 0,8-1 л) и все это вновь тщательно перемешивается.
На дно формы кладется кусок полиэтиленовой пленки размером 75x75 см, затыкаются углы. Бетон выкладывается в полученную «ванночку» мастерком с закругленным концом сначала в углы, потом на всю поверхность. Уплотнение производится сначала ребром мастерка, а потом плоскостью, при этом бетон должен «дрожать». Второй замес делается так же, и тоже уплотняется.
После второго замеса в форму кладется поперечная арматура - 4 стержня (или трубки) диаметром 5-15 мм, параллельно доскам в 4-5 см от бортиков и на равных расстояниях между ними, и продольная арматура - сталистая проволока (4 куска) диаметром 2 мм. Можно также применять самую недорогую арматурную сетку размером 40x40 см. Арматура слегка вдавливается в бетон. Важный момент: перед укладкой стержни надо расплющить в 3-4 местах обухом топора.
Третий замес делается половинным количеством ингредиентов и более жидким. В результате форма должна быть заполнена бетоном вровень с бортиками.
Получившийся «пирог> закрывается от дождя и стоит двое суток, затем форма переворачивается и снимается, полиэтилен отдирается от бетона (он используется в следующий раз) и плитка отправляется на выстойку на 3 недели, чтобы бетон набрал полную прочность.
Окрашивание производится сразу после распалубки по сырому бетону акриловой краской для шифера в 2-3 слоя. Одного килограмма краски хватает на 10-12 плиток.
Дорожка размечается двумя шнурами, грунт между шнурами снимается на глубину 8-10 см или на глубину растительного слоя, канавка заполняется песком, поливается, разравнивается и уплотняется тяпкой. На песок укладываются плитки таким образом, чтобы они были чуть выше поверхности земли. Получаемая плитка 4x50x50 см весит около 25 кг. На каждую плитку уходит примерно 4,5 кг цемента. Все операции может выполнить один человек, даже пожилой. Для получения одной плитки вдень нужно две формы - одну заливаем, вторую же на следующий день достаем из «ванночки».
Посмотрите, какая дорожка получилась на моем участке! И не слишком дорого, и красиво, и достаточно просто. Попробуйте и вы. Буду рад, если мой личный опыт кому-нибудь из дачников покажется интересным.
наш совет•Дорожки, по которым вы ходите на огород, в баню, к сараю, обычно делают шириной около 60 см - чтобы по ним можно было провезти тачку или садовую тележку.
• Ну а декоративные дорожки (к детской площадке, месту для барбекю) могут быть неширокими - около 30 см.